Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 25.09.2017, 12:49

 Логопедический кабинет ул. Типографская д.6 офис 45

тел:8 915 836 89 53 ; 39 72 25 

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [1]

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

логопед

Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами рассказов из личного опыта

Калинкина Е.Б.,

 Моб. телефон 8-915-836-89-53

 

    В современной коррекционно-логопедической системе образования приоритетным является социально-личностное развитие детей. Важной составляющей социализации ребёнка становится речевое развитие наряду с социально-эмоциональным, этнокультурным, экологическим, художественно-творческим  развитием.

        Целью и одновременно результатом логопедической работы становится  формирование у дошкольников начальной речевой компетентности как условия естественного, бесстрессового перехода детей на ступень начального общего образования. Формирование речевой компетентности  включает  развитие коммуникативных и языковых способностей детей.                        Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Наука отводит общению роль специфи­ческой сферы социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. В процессе об­щения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природ­ного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культу­ры. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

    Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих, на которых она основывается и без которых не может существовать: 
- мотивационную («я хочу общаться»); 
- когнитивную («я знаю, как общаться»); 
- поведенческую («я умею общаться»).  Первая составляющая, «область желания», включает потребность включения в ситуацию общения. Ситуацией общения принято называть отправной момент высказывания и условия, в которых развертывается общение. Задача высказывания как раз и состоит в том, чтобы передать смысл (содержание) ситуации. Общение со сверстниками побуждается особыми, специфическими коммуникатив­ными потребностями.  Диалогическая компетенция предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми: взрослыми и детьми. Монологическая компетенция предусматривает сформированность  комплекса речевых умений: словарного богатства родного языка;  элементарного филоло­гического анализа речи; грамматического строя речи.

     У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития:

- недостаточная инициативность в общении,

- предпочтение пассивных ролей,

- неумение улаживать конфликты,

- не владение адекватными  (речевыми способами выражения своего внутреннего состояния).

      При продуцировании  вопросительных высказываний, выполняющих контактно устанавливающую функцию в диалоге ребёнка со взрослым или сверстником, затруднения у детей с ОНР возникают уже на этапе мотивации и создания смысловой программы.  У данных детей имеются трудности  при определении темы вопроса, лексико-грамматического развёртывания вопроса.  Недостаточная целеориентированность (отсутствие отдаленных це­лей) является одной из причин  снижения процента инициаций-вопросов в ходе общения детей с общим недоразвитием речи.

             Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является  несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (В.К.Воробьева, Г.С.Гуменная, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская). Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.П. Глухов, Н.К. Усольцева), смешении иерархии целей общения (О.Е. Грибова), снижении потребности в нем, активности (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Г.В.Чиркина, Е.Г.Федосеева). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г.Соловьева, Е.А.Харитонова).  Многими исследователями признано, что речевые нарушения сказываются  на характере взаимоотношений ребёнка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.

  Исследователи предлагают раз­личные пути повышения эффективности работы по формированию коммуникативной деятельности де­тей с ОНР (Б.М. Гриншпун, О.С. Пав­лова, В.И. Селиверстов, Л.Г. Соловь­ева, Н.К. Усольцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

   Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется. В связи с тем, что у  детей часто отсутствует даже побуждение к речи, основное внимание в логопедической работе  мы  уделяли

- развитию у ребёнка потребности в речевом общении;

-  формированию у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию. Создание ус­ловий для формирования активной позиции ребенка предполагает стимулирование его познавательной, социальной активности и, что осо­бенно важно при нарушениях речи, речевой активности: формирование мотивов общения, включение в про­цесс обучения коммуникативно-зна­чимых форм речи и элементов язы­ковой системы, использование мето­дов обучения, стимулирующих про­явление речевой инициативы в про­цессе обучения.

   Одним из направле­ний нашей коррекционно-логопедической работы явилось активное ис­пользование в коррекционном про­цессе инициативных форм речи, составление рассказов по представлению (из личного опыта) на тему: «Как я провёл зимние каникулы», диалоги при рассматривании фотографий к фотоконкурсу «Как я провёл зимние каникулы» как средства социально-личностного развития детей.

     Наша работа проходила в несколько этапов:

1 – подготовительный. Было организовано мероприятие:  с родителями - фотоконкурс «Как я провёл зимние каникулы». Объявление о фотоконкурсе было помещено  в уголке для родителей ещё в декабре, накануне новогоднего праздника (Приложение № 1).   Родители  активно сотрудничали, они предоставили на фотоконкурс от нескольких фотографий до тридцати снимков от семьи, где запечатлены зимние развлечения детей, игры, посещения контактного зоопарка, детских парков города Иванова, танцевальных студий, Макдоналдса, детских центров  в торгово-развлекательных комплексах, спектаклей в кукольном театре Ивановского Дворца искусств, празднования Нового года, Рождества, прогулки, путешествия в города Плёс, Суздаль (Приложение № 2). По условиям   фотоконкурса разрешалось размещать детские рисунки, аппликации по теме.

     С родителями проводились беседы и консультации по составлению рассказов с детьми из их жизни, приёмах, помогающих детям передать полученные впечатления, о совместной работе родителей и детей по созданию комментирующего текста под фотографиями и рисунками, оформлению работы.

 У детей формировалась положительная установка на комментирование их действий  в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации), в игровой деятельности. Дети овладевали комментирующей функцией речи.  Высказывания на темы из опыта относятся к группе расска­зов, сочиняемых по памяти. Поэтому мы проводили игры и упражнения, совершенст­вующие умения припоминать события, отбирать наиболее инте­ресные и рассказывать о них окружающим. Полезны разнообраз­ные речевые логические задачи типа «Разноцветные кораблики» (Н. Виноградовой), игры-путаницы, например «Как Ушастик вре­мена года перепутал», игры-загадки типа «Что задумали?», «Где был Петя?»  [1].

   2 этап – основной. Создание коммуникативных ситуаций по материалам фотовыставки. Реализация содержания работы  на этом этапе опиралась на методические разработки (Г.В.Чиркиной, Т.А. Мироновой, О.П. Гаврилушкиной). Фотографии и детские рисунки послужили на данном этапе работы наглядностью для обучения детей составлению рассказов из их жизни, для бесед детей со сверстниками и взрослыми, для отработки приёма комментирования по следам своей деятельности (продуктивной, игровой и прочих).  

   В дальнейшем продолжилась работа по формированию у детей навыков коммуникативного поведения в процессе комментирования своих фото-историй, рисунков.  Использовались два варианта вопросов  по работе с фотографиями и рисунками.

Вариант 1 (сюжетный рисунок)

Вопросы для беседы:

1)  Какое событие изображено на рисунке?

2) Как вы думаете, почему именно этот эпизод выбран из зимних каникул?

3) Получилось ли изобразить его на рисунке? Почему вы так думаете?

4) Какие чувства возникают при рассматривании работы?

Вариант 2 (фотография)

 1) О чём рассказывает фотоснимок?

2) Где происходит действие?

3). Как вы думаете, почему фотограф выбрал именно этот момент для съёмки?

4) Какое настроение  у людей? Видно ли это  на фотографии?

5) Какие чувства возникают при рассматривании фотографии?

     Дети составляли рассказы на конкретные темы. Они касались событий, связанных с поло­жительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяли ребенку припомнить случай наиболее интересный и яркий, описать его:

  «Как Дед Мороз мне подарок принес» (ребенок рассказывает,  к какому празднику получил подарок, каков он был, какой наказ пал ему Дед Мороз);

«У нас в квартире» (дети рассказывают о младших и старших братьях и сестрах, о книгах и игрушках, о кошке, птице и др.);

«Мой лучший друг» (кто это, как он выглядит, где живет, почему ребенок считает его «лучшим другом»);

«Как мы с мамой поздравляли бабушку с праздником» (Новым годом, Рождеством), упражнение «Если бы я был волшеб­ником, я бы для бабушки...»;

«Дома я люблю заниматься...» (о любимых играх и занятиях).

. Конспект занятия в старшей группе: рассказывание на тему из личного опыта «Как я провёл зимние каникулы» представлен в приложении № 3.

  По фотографиям и рисункам дети упражнялись в их комментировании, при этом отрабатывались навыки диалогической речи и интеллектуальной децентрации поведения. Использовались три варианта заданий (по О.П. Гаврилушкиной).

    Первый вариант. Ребенку  предлагали рассказать о своих фотографиях: «Это фотоснимки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, как отдыхал в каникулы». В данном случае ребенок упражняется в составлении пред­ложений с личным местоимени­ем и глаголом первого лица единственного числа, что необ­ходимо для общения («Я взял... на катке стал скользить...»).

Второй вариант. Ребенку предлагают те же фотоснимки, но меняется исходная позиция. На фотографиях изображены другие дети из группы,  а ребенок должен рассказать им, чем они заняты. Его задача заключается в составлении со­общений, конструкция которых включает имя собственное и глагол второго лица единствен­ного числа («Здесь ты катаешься с горки»). В процес­се общения высказывания тако­го вида тоже обладают высокой частотностью.

Третий вариант. Ребенок сообщает другому о действиях третьего. Так, девочка рассказывает другим детям, как ее подруга умеет кататься на коньках. Речевые конструкции в данном случае включают личное мес­тоимение и глагол третьего лица единственного числа («Снято, как  Настя сама стоит на коньках»).

    При этом,  состав­ляли диалоги, передавая смысл отношений между двумя лица­ми, опираясь на различные фотографии. Говоря от имени изображенного на снимке, ребе­нок входит в роль другого. Если на снимке два персонажа, можно подклю­чать двух и более детей. Такой вид диалогической речи досту­пен лишь детям старшего дош­кольного возраста, когда они  имеют достаточно большой опыт игровой деятельности и высокий уровень развития языковой и интеллектуальной способностей. При этом парал­лельно обогащается опыт ре­шения детьми различных про­блемных коммуникативных си­туаций, что способствует оптимизации развития и ком­муникативной компетентности.

     Содержание занятий  реализовывали с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы. Занятия организовались в подгруппах 6— 7 человек и строились по  коммуникативному принципу.

    На каждом занятии

— создавались оптимальные усло­вия для подлинной мотива­ции детской речи и потреб­ности в ней: ребенок дол­жен знать, почему и зачем он говорит;

— обеспечивалось главное ус­ловие общения — адресованность речи: ребенок обяза­тельно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побужде­ния (преимущественно свер­стнику);

— стимулировалась и поддержи­валась речевая инициатива (речевая активность) каждо­го ребенка;

—осуществлялся целенаправ­ленный отбор содержания для обсуждения, основу кото­рого составлял личный эмо­циональный, бытовой, игровой, познавательный и межлично­стный опыт детей;

— широко использовались раз­личные    коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, ин­тонационные.

    На данном этапе ра­боты дети овладевали следующими коммуникативны­ми умениями: активно вступать в диалог, уметь задавать вопро­сы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом си­туации, легко входить в кон­такт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользо­ваться формами речевого этикета, регулировать свое пове­дение в соответствии с усво­енными нормами и правила­ми.

  3 этап -   заключительный. Закрепление полученных навыков и обобщение результатов работы -  социально-личностное развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами рассказов из  личного опыта.  Анализ результатов обучения детей составлению рассказов из личного опыта показал, что использованные нами педагогические технологии коррекционно-логопеди­ческой работы по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников  с общим недо­развитием речи, осуществляемой с учетом вариативно выраженных осо­бенностей речевого и познавательно­го развития детей, позволяет не толь­ко формировать речевые, вопросительные высказывания, но и развить лексико-грамматическую сторону речи, связную речь, повышая результативность коррекционно-педагогической рабо­ты в целом, способствуя повышению уровня социальной адаптации детей с общим недоразвитием речи.

   У детей возникало желание поделиться впечатлениями, то есть появлялась мотивация общения.  Наличие фотографий побуждало детей к их комментированию, к задаванию вопросов – к речевой активности, то есть развивались когнитивная и поведенческая составляющие коммуникативной компетентности. Ребёнок упражнялся речевыми способами выразить своё внутреннее эмоциональное состояние. В рассказах из личного опыта происходит самопознание, самоопределение ребёнка в окружающем мире. Всё это свидетельствует, что  рассказы из личного опыта являются  средствами социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 

 

Приложение № 1

  Фотоконкурс «Как я провёл зимние каникулы»

  Сроки проведения: до 15. 01 2011 года.

20. 01. 2011 г.  В 17.30 подведение итогов и награждения в номинациях:

1. Фоторассказ с самым интересным  сюжетом.

2. Самый весёлый фоторассказ.

3. Самый оригинальный фоторассказ.

4. Самый длинный фоторассказ.

5. Самый красочнооформленный фоторассказ.

   Условия фотоконкурса:

1. Отбирает фотографии сам ребёнок.

2. Под фотографией – комментарий в 2-3 предложения (с помощью взрослого).

3. Разрешается предоставлять рисунки, аппликации и другие продукты изобразительной деятельности детей.

4. Размер листа с фотографиями – альбомный. Количество – от одного до нескольких.

  Приложение № 3.

Как я провёл зимние каникулы

(занятие в старшей группе: рассказывание на тему из личного опыта)

                     ЦЕЛИ:

  1. Упражнять детей в рассказывании об интересных прогулках, играх, зимних забавах.
  2. Закреплять умение по своей инициативе отобрать конкретное содержание для рассказа в рамках предложенной темы.
  3. Развивать связную речь: излагать свою историю последовательно, по плану.
  4. Совершенствовать грамматический строй речи.
  5.  Актуализировать словарный запас по темам: «Зима», «Новый год», «Рождество», «Зимние забавы», «Семья», «Мой город».
  6. Развивать коммуникативно-речевые способности детей, повысить эмоциональную готовность делиться накопленными впечатлениями, реагировать на высказывания и вопросы сверстников.
  7. Активизировать память, мышление, слуховое внимание.

                  Оборудование:

    Фотографии  из жизни детей группы и рисунки детей к фотоконкурсу «Как я провёл(а) зимние каникулы«, иллюстративный материал по темам «Зима», «Зимние забавы».

                       Организационный момент.

Л о г о п е д: На улице снежная зима. Совсем недавно вы были на каникулах. С какими игрушками  и играми проводили дни? Куда ездили к бабушке? Какие места нашего города посетили?  С кем были интересные встречи? Посмотрите свои фотографии, вспомните о себе.

    Дети отвечают на вопросы в ходе предварительной беседы и рассматривания фотографий.

                         Постановка цели занятия

  Л о г о п е д: Сегодня на занятии вы будете рассказывать о самом интересном событии из ваших каникул. Выберите, что понравилось больше всего. Фотографии помогут. Вспомните, - где это происходило,

- с кем вы были,

- что именно происходило,

- почему это вам запомнилось больше всего,

- какое было настроение.

- пожелания на будущее.

                         Рассказывание детьми.

Л о г о п е д: Послушаем рассказ Ани (имя другого ребёнка, приступающему к рассказу).

                       Начинай свой рассказ, (имя ребёнка), мы приготовились тебя слушать.

   Напоминает  о последовательном рассказе. Помогает начать: «На каникулах я ходил (был, ездил)…», опираясь на вид фотографии.

                     Физкультминутка (после  трёх рассказов)

Речевые упражнения с имитацией движений, без музыкального сопровождения

Ты мороз, мороз, мороз,        Согнутыми крест-накрест руками трут предплечья («согреваются»).

Не показывай свой нос!         Указательным пальцем грозят зиме (остальные пальцы сжаты в кулак).

Уходи скорей домой,             «Прогоняют» зиму, махая попере­менно то правой, то левой рукой.

 Стужу уводи с собой.            Совершают движения руками, как будто тянут за веревку.

 А мы саночки возьмем,         Спина прямая, приседают на кор­точки и берут санки.

Мы на улицу пойдем.             Маршируют на месте.

Сядем в саночки, самокаточки. Приседают на корточки, одновремен­но вытягивают прямые руки

                                                       перед   собой. Совершают перевод прямых рук за спину.

Л о г о п е д: Что в прослушанном рассказе вам понравилось? Что особенно запомнилось? За что  хотелось бы похвалить рассказчика?                 

     Мне понравился рассказ  (имя ребёнка), потому что стало понятно, что происходило до момента на фотографии и что стало потом.

      Рассказано было понятно, мы узнали, с чего началось и чем закончилось событие.

      Рассказ у (имя ребёнка) получился интересный и весёлый. Очень точно подобрал слова.

      Рассказ (имя ребёнка) был коротким, но он сумел рассказать о главном.

      Было интересно слушать (имя ребёнка), он весело и подробно рассказывал о своих играх.

                                        Всего слушаем  шесть рассказов детей.

                         Итог

Л о г о п е д: Сегодня на занятии мы учились интересно и понятно рассказывать о событиях, которые особенно   понравились  в каникулы. Мы обязательно послушаем тех, кто хочет поделиться своими впечатлениями. Поиграем в весёлые игры, о которых вы рассказали. Будем рассматривать фотографии.  Занятие закончено.

Приложение № 2.


 

Выставка фотографий, представленных на фотоконкурс «Как я провёл зимние каникулы»

 «Я на берегу реки Волги в Плёсе. На Волге лёд и снег, её не видно». (Вероника)

 


 

«Я с сестрёнкой Лизой на прогулке. Катаемся на санках». (Вероника)


«Мы встречаем Новый год – год зайца. Мама поставила торт» (Вероника).

 


«В детском парке на горке»


«Я играю в компьютер» (Аня)

 

 

«Я ходила на праздник, на Ёлку. Там были смешные клоуны». (Ксюша)

»Я с сестрой Дашей на горке» (Настя)

«Я с мамой катаюсь на коньках на катке» (Настя)

«Я играю с буквами: выкладываю слова» (Алина)

 

 


«Я занимаюсь на тренажёре» (Настя)                  «Мы ездили в Суздаль. Мы на катке» (Настя)

 


«Я ходил с мамой на кукольный спектакль в театр» (Олег)



«Я на аттракционах в детском развлекательном центре» (Настя)

 

 

 

Список используемой и рекомендуемой литературы

1. Бородич. А.М. Методика развития речи детей. М.,1981

2. Воронова А.Е.. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Локтева Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 3, 2007, с.27-34.

4Павлова О. С. Формирование коммуника­тивной деятельности у детей старшего дошольного возраста с ОНР: Дис. ... канд. пед. наук. — М., 1998.

5. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М., 2001       

6. Филичева Т.Б, Чиркина Г.ВУстранение общего недоразвития речи у детей дошколь­ного возраста: Практическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2004.

7. Шиян Л.И. Профилактика и коррекция нарушений личностного развития детей С ОНР. / Дошкольная педагогика, № 3, 2008, с 49.

        

 

Категория: Мои статьи | Добавил: логопед (10.03.2013)
Просмотров: 1961 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Веб Мастерская
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz